Прощеное воскресенье — праздник с глубоким смыслом

Масленичная неделя завершается одним из наиболее важных дней в году, который в православной традиции принято называть прощеное воскресенье. Еще одно наименование этого дня — Неделя Адамова изгнания. Конечно же, современные люди доподлинно не могут знать, когда именно произошло изгнание первых людей, Адама и Евы, из райского сада, но в данном случае не дата важна. Главное то, что мы осмысляем поступок библейских прародителей и размышляем над сутью феномена прощения.

За столетия появилось большое количество традиций и правил, как правильно прощать и просить прощения, а также на что обращать внимание в это воскресенье. Соблюдать их желательно, но главное — не следовать традиции машинально, а все обдумывать, каждое свое слово и действие, вкладывая в них глубокий смысл. Эта добрая традиция ежегодно призывает нас вспомнить обо всех своих неблаговидных поступках, переосмыслить их и снять с души камень вины. Давайте подробнее разберемся в том, как правильно просить прощения в этот особый день и что это приносит человеку с точки зрения священнослужителей.

Просим прощение

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

По следам египетских монахов

У прощеного воскресенья нет фиксированный даты, поскольку оно напрямую связано с Пасхой, которая, как известно, каждый год приходится на новое число. В обоих случаях неизменным является то, что их празднуют в последний день недели. Для того чтобы узнать, когда же выпадает прощальное воскресенье, воспользуйтесь православным календарем с расписанными важными событиями года. Если нет такой возможности, тогда определите дату празднования Пасхи и отнимите от нее семь воскресений — последнее из них и будет искомым. Еще о том, какого числа прощенное воскресенье можно справиться непосредственно в церкви, где вам подскажут ответ.

Корни праздника уходят глубоко в историю и связаны с чином прощения, заведенным у монахов древних Палестины и Египта. Столетия назад у священнослужителей тех мест была особая традиция: перед началом Великого поста они уходили молиться в пустыню, как это сделал, согласно библейскому сказанию, Иисус Христос. Монахи покидали свою обитель по очереди и направлялись в пустынные места, где в одиночестве должны были провести сорок дней. Таким образом они желали усилить свою молитву.

Но существование в пустыне связано с рядом тягот и невзгод — от проблемы с добыванием воды до вероятности нападения диких животных или змей. Поэтому спустя сорок дней одинокого скитания далеко не все из ушедших монахов возвращались в ворота монастыря. Зная всю опасность будущего предприятия, монахи завели традицию просить прощения друг у друга перед отправлением в пустыню, как это обычно делают люди на смертном одре. У них не было уверенности, что в условленный срок они вновь увидятся, поэтому заранее прощали прегрешения друг другу, чтобы в последний час быть свободными от греха обиды.

Спустя годы эта традиция в несколько измененном виде перешла в православие. Современные священнослужители объясняют необходимость соблюдения правил прощеного воскресенья тем, что на следующий день начинается Великий пост. Чтобы человеку правильно поститься, предварительно ему нужно избавить свою душу от гнетущих дум, которые зачастую связаны именно с какими-то неразрешенными ситуациями в их окружении. Эти душевные терзания будут отвлекать его от духовной работы, что является основной целью любого поста — в ином случае это будет просто диета, а никак не пост. Поэтому, чтобы не отвлекаться на лишние думы, верующие люди должны накануне Великого поста искренне решить все проблемы с родными и близкими.

Кроме того, в Нагорной Проповеди прямо указывается на то, что человек должен прощать обиды ближним своим, иначе он не сможет получить отпущения грехов у Всевышнего. Также некоторые священники говорят о том, что путь непрощения мало того что сам является греховным, так еще и тянет за собой целый ряд других грехов. Например, если человеку была нанесена обида, и он не хочет или не может простить своего обидчика, то спустя время душевные муки лишь усугубятся воспоминаниями об обиде. А вслед за этим в душе зародится и вскоре окрепнет раздражение, жажда мести и, в конце концов, одни из смертных грехов — гнев и уныние. Потому прощать надо, и от всей души. Многие священнослужители советуют отпускать «долги» во время прощеного воскресенья так, как вы хотите, чтобы вам отпускал ваши прегрешения сам Господь Бог.

В течение всего дня прощеного воскресенья нужно соблюдать душевное спокойствие и не злиться. В случае возникновения конфликтных ситуаций необходимо постараться не потерять самообладание и разобраться в сложившейся проблеме.

Ищите за собой конкретную вину

Классическая схема общения во время прощеного воскресенья подразумевает обмен между людьми специальными репликами. Один просит прощения, произнося фразу: «Прости меня, если в чем виноват пред тобой». Второй ему на это отвечает: «Бог простит, и я прощаю». Обратите особое внимание на то, что принята именно форма «прости», а не «извини». Кажется, что это какая-то прихоть, но на самом деле, у священнослужителей есть объяснение этому правилу. Считается, что семантически «извини» может быть расценено, как «сними с меня вину». В то же время, слово «прости» рассматривается так, что человек осознал свою провинность и дает обещание впредь не повторять ошибку, из-за которой между людьми произошла размолвка.

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с тем, что во время прощеного воскресенья друзья, родные и знакомые перезваниваются и просят прощения, хотя в общем-то сами понимают: не за что их прощать. Особенно это касается людей, живущих далеко друг от друга, которые даже в течение года могут ни разу и не встретиться, не то чтобы успеть поссориться. В таких ситуациях четко прослеживается тенденция к тому, что важная религиозная традиция с глубочайшим подтекстом становится механической. Люди совершают определенные действия потому что знают, что так нужно делать, но при этом даже не вкладывают в них никакого смысла. Такое отрешенное следование традиции недопустимо. Уж лучше в этом случае пожелать всего доброго, но не поминать Бога всуе, пытаясь простить несуществующую обиду. Ведь главная цель прощеного воскресенья — не обзвонить всех близких и дальних знакомых, а действительно очистить свою совесть, отпустить негативную эмоцию, которая не давала вам покоя месяцами, а то и годами.

Потому наиболее разумным решением будет вспомнить тех, кого вы действительно обидели, чтобы попросить у них прощения за вполне конкретные эпизоды. Аналогично нужно поступить с теми, кто нанес вам обиду. И этот шаг будет даже гораздо сложнее, поскольку первым протянуть руку обидчику поначалу может показаться невероятной, просто-таки невыполнимой миссией. Но зачастую такой поступок по достоинству будет оценен другим человеком и приведет к восстановлению мира между вами. И даже если ваша добрая воля натолкнется на стену непонимания, будет утешать мысль о том, что вы сделали все возможное и чисты перед Отцом Небесным.

В идеале, в зависимости от ситуации, просьба о прощении за какой-либо поступок подразумевает не только слова, но и действия. Раз вы нанесли человеку материальный ущерб, его необходимо возместить. Если кто-то был публично оговорен или оскорблен, то и извинения ему надо принести также при скоплении свидетелей. Загладить вину нужно полностью и безоговорочно. Нужно не забывать, что прощеный ритуал — это не судилище. Принося извинения, человек не просит о кропотливом разборе произошедшего конфликта. Он безоговорочно признает за собой вину за причиненные страдания и выражает свое сожаление.

Но как поступить человеку, если он и хочет простить, но в данный момент не находит в себе душевных сил на это? В таком случае он может ответить, что надеется на то, что Всевышний обязательно отпустит обидчику грех, но сам же он пока несилен духом для прощения. Таким образом человек признает тот факт, что прощение в руках Божьих, и только ему оценивать наши деяния.

Все-таки нужно стараться отпускать свои обиды, какими бы серьезными они ни были, чтобы не носить внутри себя кровоточащую душевную рану.

Угощение блинами и баня

В старину к традициям прощеного воскресенья все относились очень ответственно. Нормальным явлением считалось, чтобы старшие и самые сильные в семье извинялись перед слабыми. Также это распространялось в более широком смысле: на службе высшие чины приносили извинения низшим, благородные господа не считали зазорным хотя бы раз в году извиниться перед своими слугами. И даже царственные особы не гнушались испросить прощения. Представители венценосных семейств объезжали войска, а другие ездили на покаяние по монастырям.

Какие кушанья подаются на праздник

Обычно последний день Масленицы предполагал ряд действий:

  • посещение церкви;
  • поход на кладбище;
  • гуляния возле костра;
  • праздничный ужин;
  • баня.

Начинался день с похода в церковь на праздничную службу. Затем люди направлялись на кладбище, чтобы помянуть усопших. Обязательно на кладбище брали свежеиспеченные блины. Дома у наших предков устраивались пиршества, так как во время прощеного воскресенья в последний раз перед Великим постом можно есть скоромную пищу. Правда, мяса кушать нельзя, как и пить спиртные напитки. Но на праздничный стол допустимо выставлять такие продукты:

  • сливочное масло;
  • твердый сыр;
  • творог;
  • молоко;
  • сметану;
  • яйца.

Праздничное меню составляется из блюд, приготовленных с этими ингредиентами, включая разнообразные десерты.

Традиции и приметы прощеного воскресенья

Что принято делать Почему так поступали
Обязательными на столе считаются блины и вареники. Ими можно себя напоследок побаловать перед строгим постом.
На следующий день подобную пищу уже нельзя есть, а потому наши предки никогда не оставляли дома ее остатки. Если что-то из продуктов не доели, то, чтобы они не портились, их отдавали животным либо сжигали в печи. А затем этим пеплом посыпали поля, чтобы те дали в новом полевом сезоне хороший урожай.
Даже посуду хозяйки вымывали тщательнейшим образом. Так делали, чтобы на мисках не осталось частичек непостных блюд.
Ужинать люди садились не поздно, так как им еще необходимо было в этот день посетить баню. Считалось, что в Великий пост нужно входить чистым не только духовно, чему способствовали правила прощеного воскресенья, но и физически. После бани люди облачались в чистую одежду и отправлялись спать — не позднее полуночи.
Также в течение всего дня люди наблюдали за происходящим вокруг, чтобы подметить особые знаки. Считалось, что, если в это воскресенье первым в дом войдет мужчина, это сулит достаток, а вот женщина считалась предвестником печали. Зато семейная пара с ребенком была признаком пополнения новым членом семьи.
Наблюдали также за погодой. Больше всего ждали дождя, который обещал урожайный год.

Несмотря на всю смысловую глубину прощеного воскресенья не стоит забывать о том, что это завершающий этап праздника Масленицы — одного из наиболее ярких событий для православных. А потому люди издавна в этот день участвовали в различных увеселительных мероприятиях. Одно из ярчайших событий, происходящих во время прощеного воскресенья, — сжигание чучела Масленицы. Это символическое действо означает стремление народа к скорейшему приходу весны, перерождению природы, обновлению жизни. Сжигая чучело, гулящие избавляются от морозной зимы.

Но интересно, что зимушку не только громогласно ругали за лютые холода, но и искренне благодарили за веселые зимние забавы. Примечательно, что в этот же день было принято растапливать ледяные горки, ранее принесшие столько радости, тем самым прокладывая дорогу теплой погоде. Вокруг огромного костра, на которой взгромождали чучело, устраивались шумные веселые танцы и игрища. Когда костер практически угасал, молодые люди прыгали через него, демонстрируя свою удаль.

Интересно проходит празднование прощеного воскресения и у других народов, исповедующих православие. В Болгарии его называют «Прошка» или «Сирни заговезни». Основной смысл у этого дня такой же, как и в наших краях. Люди собираются семьями, чтобы отпраздновать окончание Масленицы. Только ключевыми блюдами на праздничном столе здесь являются не блины, а белая ореховая халва и слоеный пирог, который называется «баницу». Схожая традиция заключается в том, что молодые люди в этот день просят прощения у своих родителей и бабушек-дедушек.

В Греции сама масленичная седмица растягивается на целых три недели. 21 день сплошного празднования насыщен многочисленными карнавалами. Причем каждый крупный город славится своим неповторимым шествием. Три недели до начала Великого поста жизнелюбивые греки балуют себя вкусностями и развлечениями. А вот последний день Масленицы посвящают походу в гости к своим родителям и пожилым членам семьи. Они также просят прощения друг у друга, целуют руки родителям.

У греков на прощеном воскресенье принято одаривать друг друга подарками. Их вручают буквально всем и каждому — от близких родственников до просто знакомых людей.

 

logo
Top