Проповедь на Антипасху: пробуждение от сна неверия

Следуя непосредственно за Светлой седмицей и завершая самый торжественный период величайшего праздника, Фомино воскресение (или, согласно православной церковной терминологии, Фомина неделя) имеет особенное значение. Этот день продолжает Пасху Христову и начинает недельный круг всего года. Именно на восьмой день по своему Воскресению Господь, повторив и обновив пасхальную радость, явил себя ученикам, в том числе апостолу Фоме. Неделя новая получила название Антипасхи, что означает в этом случае «вместо, подобие Пасхи». Именно поэтому иногда Фомину неделю именуют восьмым днём Пасхи. Главным значением этого праздника Церковь называет обретение общения с Христом, воскресшим во плоти.

Служитель читает проповедь

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Как проходит служба на Фомину неделю

Антипасха формально не относится к господским праздникам, то есть дням церковного календаря, посвященным прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа. Несмотря на это, согласно действующему Иерусалимскому уставу, богослужение в Фомино воскресение проходит в соответствии с чином двунадесятых праздников:

  • накануне совершается малая вечерня;
  • всенощное бдение;
  • утреня посвящена только Антипасхе и читается по Цветной Триоди (без пасхальных стихир и канона);
  • за исключением чтения утреннего Евангелия полностью отменяется воскресная служба;
  • Божественная литургия Антипасха включает в себя антифоны, составленные из стихов псалмов, соответствующих содержанию праздника;
  • по окончании заамвонной молитвы священнослужители и прихожане совершают крестный ход с окроплением святой водой;
  • великая вечерня непосредственно в день праздника проходит с пением прокимна (неоднократно повторяемого молитвословия).

Исключительной особенностью этого дня и его отличием от двунадесятых праздников является то, что на малой вечерне не читаются паремии — притчи из Святого Писания, книг Ветхого или Нового Завета. В то время как праздничная утреня включает себя полиелей — торжественное пение псалмов с последующим возжиганием всех лампад в храме.

Служба на Антипасху подчёркивает значимость события, обновляющего память о Воскресении Христовом.

Что читают в храмах

Основное чтение Фоминой недели — главы Евангелия об уверении святого апостола Фомы, раскрывающие смысловое значение праздника. Им является обновление Господом нашим Иисусом Христом пасхальной радости во время своего второго явления среди учеников. Совершил Он это также и затем, чтобы уверовал в чудо Воскресения апостол Фома, которого не было среди других учеников во время первого появления. Только вложив персты свои в пречистые раны Господа, по-настоящему уверовал сомневающийся Фома в Воскресение Христа.

Вопреки сложившемуся негативному представлению о Фоме как о человеке, которого сложно в чём-либо убедить, апостол на самом деле — христианин, придающий духовным принципам огромное значение и нуждающийся в непоколебимых основаниях для веры. Библейскому понятию об уверовании становятся созвучны таким образом общечеловеческие категории: твёрдость духа, верность убеждениям, доверие пастырю.

Что слушают прихожане в храмах

Что поют и читают О чем
Звучат особые песнопения. Они посвящены празднику и охватывают его главные темы.
Во время богослужения используются редкие для основной гимнографии тексты. Они прославляют приход весны как обновление и природы, и души (тропарь канона утрени и ексапостиларий).

Кроме того, в день Антипасхи возобновляется полное свершение утреннего и вечернего молитвенного правила. Начиная с Фоминой недели и до Вознесения вместо молитвословия «Достойно есть» читается пасхальная молитва «Ангел вопияше».

Особенности богослужения в храмах могут не касаться тех молитвословий, которые совершаются келейно.

Так, например, церковь не даёт особых указаний, как читать акафист Антипасхи во время домашней молитвы, поэтому православные могут провозглашать хвалебное песнопение отдельно от молитвенного правила на Антипасху, не получая благословения духовника.

Особенности проповеди на Антипасху

Уверование Фомы не является единственной темой, которую позиционирует проповедь в неделю Антипасхи. Слова Иисуса Христа о «блаженных не видевших и поверивших», адресованные апостолу, обращены ко всем. Они говорят о том, что подлинной вере присуще духовное зрение, способное проникать через завесы осязаемого и видимого. Апостол Фома — орудие в руках Бога, предназначенное для того, чтобы утвердить людей в непреложных истинах.

Вместе с тем слова проповеди на Фомину неделю подчёркивают не только истинность победы Богочеловека над смертью и адом. Подлинное понимание праздника подразумевает «день обновления Воскресения Христова». Эта же особенность указывает на необходимость для каждого верующего обновления духовного. За искупительными крестными страданиями Христа последовало Его Воскресение, повелевшее всем быть достойными новой жизни.

Проповедь на Антипасху призывает христиан пробудиться от сна неверия и обратиться к Христу, открыть свои души для благодати Божией и вместе с апостолом Фомой торжественно провозгласить: «Господь мой и Бог мой!»

 

logo
Top