Тропарь Антипасхи — часть церковно-богослужебных песнопений

Празднование Антипасхи на исходе Светлой седмицы имеет особенное значение для православных: это вновь обретённая возможность общения с воскресшим во плоти Христом, торжество для тех, кто, подобно апостолу Фоме, не видел, но уверовал. Именно поэтому богослужение совершается по чину Господского праздника. Подчёркивают его чрезвычайно важную роль для литургической жизни церкви особенности уставных моментов службы, неотъемлемой частью которой являются тропарь и кондак Антипасхи.

Иисус на картине

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Что представляет собой этот гимн

Тропарь — главная и особенно выразительная часть общей системы церковно-богослужебных песнопений. Изначально это краткое песнопение писалось прозой. В процессе развития литургии текст стал рифмованным. И в настоящее время он не только читается, но и поётся. При этом используются восемь распевов, или гласов. Гласы чередуются по неделям, от первого до восьмого.

Антипасха имеет свой тропарь, который раскрывает главную сущность праздника и представляет собой мелодическую иллюстрацию службы. Кондак Антипасхи по содержанию близко примыкает к тропарю, дополняя и развивая его основную тему. За нерасторжимую духовную связь со святынями эти песнопения называют словесными иконами.

В совокупности и чередовании молитвенных гимнов последовательно раскрываются все основные темы Фомина дня:

  • духовное обновление;
  • человеколюбие и всепрощение Господне;
  • уверование Фомы;
  • восьмой день после Пасхи как первый в череде дней Господних.

Небольшое по объёму и формально посвящённое апостолу Фоме, это произведение по существу исполнено глубокими размышлениями о том, что даровало человечеству Воскресение Господне.

Канон праздника, включая заимствованный более ранний кондак на Воскресение, был написан богословом VIII в. Иоанном Дамаскиным и является почти неизменившимся со временем образцом литургических песнопений.

Когда и как правильно читать тропарь

Так как богослужение Фомина воскресения проходит в соответствии с чином двунадесятых праздников, утреня в этот день читается по Цветной Триоди: кроме псалма 117 трижды на седьмой глас поют тропарь Антипасхи «Запечатана гробу». По окончании полиелея (пения псалмов и возжигания всех лампад в храме) вместо молитвенного гимна «Ангельский собор» поют величание «Величаем тя».

На литургии по входу также поют тропарь Антипасхи и праздничный кондак на 8-й глас «Любопытною десницею». Вечерняя служба после сугубой и просительной ектений следует обычным чином великой вечери. После слов «Слава и ныне» вновь звучит тропарь праздника. Фомина неделя имеет попразднство, которое длится до субботы. В течение всей этой седмицы читают тропарь и кондак, посвященные Антипасхе.

Возвышенные слова и настроение этих гимнов через описание явления воскресшего Господа апостолу Фоме прославляют обновление духа и возрождение к вечной жизни.

logo
Top