Затик: как армяне празднуют Пасху

Олицетворением неразрывной связи религиозных и народных традиций, складывавшихся на протяжении столетий, является Пасха в Армении. Храмовые обряды, проводимые на Страстную неделю и в День Воскресения Христова, раскрывают особенности догматики Армянской апостольской церкви, отличающей её и от римского католицизма, и от православия.

Армяне празднуют праздник

Христианская проповедь в Армении насчитывает многовековую историю. Традиционная версия утверждает, что слово о Сыне Божьем принесли сюда ещё в I веке апостолы Фаддей и Варфоломей. Приняв учение о Христе и сделав его официальной религией, Армянская апостольская церковь (ААЦ) оформилась в самостоятельный институт, с которым было тесно связано национальное, историческое, культурное развитие армян. Эта связь, не утратившая своего значения до сегодняшнего дня, прослеживается в отправлении как светских обычаев, так и религиозных обрядов. Важнейшим событием для верующих армян является праздник Пасхи.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Особенности исчисления наступления Пасхи

Арменией вместе с принятием в IV в. христианства был принят и юлианский календарь в качестве системы летоисчисления. Повелением католикоса Геворга V в 1923 г. он был заменён григорианским календарём. По этой системе исчисления времени Армянская апостольская церковь как религиозная конфессия живёт по сегодняшний день. Годичный цикл ААЦ включает в себя непереходящие праздники и переходные, к которым относится Пасха. Чтобы знать, какого числа празднуют Воскресение Христово, пользуются расчётами на основе солнечного и лунного календарей. Расчёты показывают, что даты наступления армянской Пасхи находятся в интервале с 21 марта по 26 апреля.

Крайне редко армянская Пасха совпадает, например, с русской, исчисляемой до сих пор по юлианскому календарю. Вместе с тем дата наступления Пасхи не имеет статуса догмы: представители армянской диаспоры, проживающие на территории церкви, использующей юлианский календарь, празднуют Светлое Воскресение того же числа, какого и приверженцы православной веры.

Чтобы знать, какого числа празднуют Воскресение Христово, пользуются расчётами на основе солнечного и лунного календарей. Расчёты показывают, что даты наступления армянской Пасхи находятся в интервале с 21 марта по 26 апреля.

Основные события Страстной недели

Согласно каноническому уставу началом предпасхальной недели является праздник Цахказард (дословно — «Украшенный цветами»). Отмечается он в последнее воскресенье Великого поста и посвящён входу Господа в Иерусалим. В церкви благословляют и раздают прихожанам ивовые ветви, символизирующие победу над смертью.

Чтению глав Евангелия, рассказывающих о сотворении Господом мира, посвящают Понедельник. Богослужение во Вторник посвящается притче, повествующей о девах мудрых и неразумных, о необходимости верности, чести и праведности перед Богом. Чтения Среды связаны с таинством миропомазания и призывают, помня о страданиях Господа, не злоупотреблять его любовью.

Утром Четверга в церкви служат Святую Литургию, прихожане причащаются к святым дарам — это напоминание о Тайной Вечере Христа с апостолами и связанным с ней таинством причащения. Вечером совершают ещё один обряд: по примеру Господа, омывшего ноги апостолам, священнослужитель, стоя на коленях у алтаря, омывает ноги 12 отрокам.

Пятница — самый скорбный день Страстной недели. Обряд, проводимый в храме, исполнен торжественной строгости. Читаются фрагменты Евангелия, посвящённые страданиям и распятию Иисуса Христа. После прочтения каждого отрывка гасится по одной из зажжённых на алтаре 13 свечей. Последняя горящая свеча, символ одиночества Христа, выносится за завесу алтаря, а прихожане остаются наедине со своими молитвами. Это продолжается около получаса, после чего церковь вновь озаряется светом, и совершается обряд Погребения: символический гроб Христа, изготовленный из цветов и ветвей, несут вокруг храма.

С праздником Пасхи связаны и некоторые народные традиции. У армян принято до начала Великого поста делать соломенные куклы, олицетворяющие мужское и женское начало, — деда Паса и бабку Утис. В руках у Паса 49 нитей с привязанным к каждой из них камешком. Ежедневно отвязывая по нитке, ведут отсчёт оставшихся дней до Пасхи. Кроме этих двух персонификаций хозяина и хозяйки, изготавливается ещё одна кукла, Аклатис, символизирующая мужское начало, а также удачу. В Страстную Пятницу Аклатис вешают на пасхальное древо жизни, неотъемлемый элемент праздничного убранства армянских жилищ.

Суббота посвящена оплакиванию Христа, богослужение этого дня отчасти и построено как плач. В то же время это ожидание светлого Воскресения, разговение. Поэтому в церкви с наступлением вечера обязательно служат Литургию Сочельника.

Каждый день наступившей затем Страстной седмицы посвящён чтениям евангельских фрагментов и тоже называется Страстным.

Затик — воскрешение и вечная жизнь

В ночь на Воскресенье завершается Великий пост, поэтому верующие армяне отправляются в церковь не только, чтобы присутствовать на службе, но и для освящения приготовленных праздничных блюд. «Затик» — так звучит на армянском языке название Пасхи. Можно перевести его по-разному:

  • избавление;
  • освобождение;
  • исход;
  • очищение.

Но самый главный смысл, который вложен в это слово, обозначает в то же время и суть самого события: воскрешение, освобождение от страданий и смерти. Во всех храмах Армении звучат шараканы (духовные стихи), проводятся Пасхальная Заутреня и обряд Андастан, или Освящение 4-х сторон света, читают Святую Литургию. Главная Литургия проходит в кафедральном соборе Армении — Первопрестольном Святом Эчмиадзине.

В народе празднуют Затик весело, искренне радуясь Воскресению Господню. По обычаю в наступившее пасхальное утро выбрасывают в воду или сжигают куклу Аклатис, освящают со свечой в руках деревья, чтобы возродившаяся жизнь даровала им плодородие. Поздравляют с наступившим празднеством фразой «Христос воскрес из мертвых!» и отвечают словами «Благословенно Воскресение Христово!». Главным символом и первой пищей в день Затика является яйцо, окрашенное красным цветом. Соблюдается также обряд украшения застолья ростками пшеницы, символизирующими начало новой жизни.

Помимо яиц, пророщенной пшеницы и большого количества всевозможной зелени, для пасхального стола традиционны разнообразные блюда армянской кухни.

Оригинальные названия Что это
Воспнапур Чечевичный суп.
Кутап Фаршированная изюмом и рисом форель.
Ахар Отваренная со специями баранина.
Гата Печенье из слоёного теста.

Готовят также плов с изюмом, черносливом и курагой; пирожки, лепёшки и другую выпечку. После праздничной трапезы Затик продолжается обычно на природе с различными состязаниями, в том числе конными скачками, играми, песнями, разжиганием костров, танцами.

Так славят в Армении Воскресение Христа, несущее в себе таинство вечной жизни.

logo
Top