Схождение Чудотворного огня накануне православной Пасхи в Иерусалиме

Ощущение своей причастности к Божественному чуду, возможность прикоснуться к многовековой истории, глубокое сопереживание происходившему здесь 2000 лет назад — вот что означает православная Пасха в Иерусалиме для каждого верующего. Немало на планете мест и обителей, которые для православных христиан являются символом одухотворённости. И только одному городу на Земле обетованной суждено было стать сосредоточием веры, надежды и смысла жизни: Иерусалим православный — это совершенно необыкновенный мир, где царит атмосфера благодати. Но по-настоящему особенным Святой город делает то событие, ради которого каждый год приезжают сюда сотни тысяч людей, объединённые общим движением души. Это Схождение Чудотворного огня и православная Пасха.

Пасха Христова в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Иерусалим и его значение для верующих

Иерусалим — город-святыня для христиан. Сюда вскоре после рождения был привезён Иисус, здесь происходили главные события Нового Завета, давшие человечеству новую веру. Поэтому объектом паломничества и поклонения являются связанные с событиями Распятия, Воскресения и Вознесения Христова места:

  • Гефсимания;
  • Елеонская гора;
  • Голгофа;
  • Гроб Господень в храме Воскресения.

Тот, кто прибывает сюда с мыслью о Христе, получает опыт глубокой мудрости, раскрывающий для человека духовные глубины. Кульминация Пасхи в Иерусалиме — получение Благодатного огня, снисходящего на Гроб Господень, главный алтарь храма Воскресения. Упоминания в исторических и литературных источниках свидетельствуют о том, что до некоторых пор в храме Воскресения было принято просто зажигать много света на богослужении в Великую Субботу как напоминание об озарении необычным светом Гроба после воскрешения Иисуса, засвидетельствованного святыми апостолами.

Но начиная с 9 века, некоторые светильники стали возгораться сами собой, являя чудесное сияние Святого Света. Сегодня этому чуду — Схождению Благодатного огня — посвящена особая церемония. К ней всегда приковано неослабевающее внимание мирового православного сообщества.

Уже на Страстной неделе в Иерусалиме храмы и монастыри заполняются прибывающими сюда многочисленными паломниками. В Великую субботу почти невозможно попасть не только в сам Храм Воскресения, но и в ту часть города, где он расположен: возможность собора вместить определённое количество людей в сотни раз меньше, чем желающих соприкоснуться с чудом схождения Благодатного Огня. Верующие ощущают здесь связь с историей, прежде всего — библейской.

Считается, что присутствие в храме или увиденное пламя способно отпустить все грехи. Во дворе и, тем более, внутри святилища находятся только получившие специальное приглашение. Тысячи верующих ожидают явления чуда за пределами Старого города, у Яффских ворот.

С трепетом и благоговением, с надеждой на просветление люди предвкушают то главное событие, ради которого они собрались, и означающее Воскресение Христово.

Благодатный огонь — символ православного Иерусалима

Сама церемония Схождения Благодатного огня проводится священнослужителями Иерусалимской Православной церкви, патриархата Армянской Апостольской церкви в Иерусалиме, Коптской и Сирийской церквей. Они возглавляют крестный ход, который выходит в полдень Великой субботы со двора Иерусалимской патриархии. Пройдя места, связанные с именем Христа, процессия вступает в храм Воскресения и, трижды обойдя Кувуклию (небольшую купольную часовню, в которой находится Гроб Господень), останавливается.

На виду у всех мэр Иерусалима осматривает всех патриархов, чтобы никто не смог пронести с собой источников огня. Священнослужители заходят в Кувуклию, дверь за ними опечатывается специальной красной лентой и воском. Потушены все огни в храме, наступает время ожидания. Никто не знает, сколько оно продлится: всякий раз это может быть по-разному — от нескольких минут до томительных часов.

И, наконец, в ответ на моление православного Патриарха о чуде появляются провозвестники божественного пламени: словно огненная роса рассыпается по алтарю, также Благодатный Огонь может струиться по стенам или сойти с купола храма. От этого, поначалу совсем не обжигающего пламени, Православный Патриарх зажигает свечи и лампаду, которые передает Патриарху Армянской Апостольской церкви, а затем народу. Тут же вспыхивает неисчислимое количество огней: это у каждого из присутствующих от Святого огня зажигается сноп из 33-х свечей, соответствующих количеству земных лет Христа. Очень красивы и эффектны множащиеся вспышки, когда из одного блика внезапно возникает живая огненная лента.

Неописуемое ликование царит в Храме, а потом и за его пределами. Благодатный огонь передают друг другу, им умываются: ведь первые десять минут он не источает обжигающего жара. Храм освещается небольшими вспышками света, похожими на молнии, которые проходят через людей, не нанося им вреда. Более того, для многих возможность прикосновения к чудесному пламени даёт надежду на исцеление от неизлечимых болезней.

Через некоторое время огонь приобретает обычные свойства. Служители порядка призывают гасить свечи. Но объединяющее всех чувство торжеств, радостного возбуждения не прекращаются и выходят уже на улицы Иерусалима. Православные делегации, участвовавшие в церемонии приёма Огня, спешат увезти его в свои страны, чтобы успеть к Всенощной.

Так как в Иерусалиме есть храмы Московского патриархата, то Пасха празднуется здесь в рамках тех же привычных для нас традиций: ход с Плащаницей, освящённые куличи и крашеные яйца, умиротворение воскресного разговленья, христосование при встрече с близкими, чувство единства со всеми православными. И причина этого единения — Христос, воскресший в Иерусалиме.

logo
Top