На какое число приходится Пасха и от чего это зависит

В каком месяце и какого числа Пасха празднуется в христианском мире? Пасха — день, знаменующий победу над смертью, переход от земного к небесному — самое главное и значимое событие года для христиан. Воскресение Христово праздновалось ещё в апостольское время. Сегодня применительно к нему определяется весь подвижный годичный богослужебный круг. В разные годы Светлое Воскресение приходится на разные дни. Почему так происходит и от чего это зависит — объясняют сложившиеся правила исчисления пасхалии.

Пасха - светлый праздник

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Исчисление Пасхи до григорианской реформы

В доапостольский период Пасха была иудейским праздником, отмечавшимся в память избавления от египетского рабства. Дата Пасхи рассчитывалась священнослужителями и приходилась на 14-й день первого месяца в году. Начало года совпадало с наступлением весны и временем созревания ячменных колосьев. С днём Пасхи иудеев, пришедшейся на первое полнолуние после весеннего равноденствия, совпало распятие Христа. Этим обстоятельством объясняется тесная связь празднования Пасхи христианской и иудейской.

На заре христианства, после того как был разрушен Иерусалим, а еврейский народ рассеялся по свету, ориентир в виде времени созревания ячменя был утрачен. Для определения даты празднования стали использовать лунный и солнечный календари. В разных Церквях Пасха приходилась на разные дни.

Где Когда
По западной традиции. Западная Церковь, развивающаяся независимо от иудейских традиций, считала правильным, когда Христово Воскресение празднуется в наступившую после весеннего полнолуния неделю и в день, посвящённый этому событию.
По малоазийской традиции. Малоазийская, как и ветхозаветные евреи, отмечала Пасху 14 нисана, независимо от дня недели, на которое выпадала эта дата.

Разногласия по поводу празднования Воскресения Христова, возникшие в христианском мире, обсуждались Никейским Собором в начале IV века. Собор заложил ставшие незыблемыми принципиальные, базовые тезисы христианской пасхалии, освобождённой от иудейского влияния. Согласно постановлению Собора, день совершения Праздника должен соответствовать обычаю Александрийской Церкви с её доминирующими богословской и астрономической школами. Празднуется самое важное для христиан событие после еврейской Пасхи, в первое воскресенье с наступлением полнолуния или сразу после весеннего равноденствия.

Тогда же на основе 19-летних пасхальных (метоновых) циклов был утверждён вечный календарь, учитывающий для установления даты Пасхи множество астрономических и математических параметров. Из этих расчётов следовало:

  • самая ранняя Пасха не может наступить прежде 21 марта;
  • самая поздняя Пасха не будет позже 25 апреля.

Практически до самого конца XVI в. христианская церковь повсюду руководствовалась александрийской пасхалией, в основе которой был юлианский календарь.

Переход на григорианский календарь и пасхальная проблематика

Постепенно александрийская система летосчисления стала отставать от реального астрономического времени, и, начиная с IV в. к концу XVI в., все даты передвинулись вперёд на 10 дней, в том числе праздники неподвижные. С целью исправить это положение вещей была осуществлена так называемая григорианская реформа. Задачей её был возврат на прежнее место астрономической точки отсчёта — весеннего равноденствия. Новый календарь стал довольно точно считать истинное время, была откорректирована система високосов, в результате чего метонов цикл стал соответствовать лунным фазам.

Так как в новом календаре стало невозможным использовать систему Александрийской Церкви, последовала и пасхальная реформа. Православная ветвь христианской Церкви не перешла на григорианский календарь, считая, что церковная пасхалия — не всего лишь перечень дат, а свод правил вычисления определённого дня. Использование новой системы приводит к тому, что празднование Пасхи католической часто совершается прежде иудейской, а в годы поздней Пасхи из календаря исчезают все дни Петровского поста. Это является существенными каноническими нарушениями.

Таким образом, православная Церковь продолжает считать время согласно юлианскому календарю. Этим объясняется, почему православная и католическая Пасха бывает в разное время:

  1. У православных день Воскресения Христова определяется в соответствии с таблицами пасхальных полнолуний, отличающихся от методов расчёта по григорианскому календарю.
  2. Разница во времени между юлианским и григорианским календарями в XX–XXI вв. составила уже 13 дней.

Поэтому самая ранняя Пасха празднуется у православных 4 апреля, самая поздняя будет 8 мая. Характерной особенностью, возникшей в результате использования юлианского календаря до сегодняшнего дня, можно назвать и то, что Воскресение Христа будет праздноваться после второго новолуния по следующим годам 19-летнего цикла: пятому, восьмому, одиннадцатому, шестнадцатому, девятнадцатому.

Говоря о противоречиях в исчислении наступления Торжества Торжеств согласно григорианскому и юлианскому календарям, не следует забывать, что смысл празднования Пасхи — не в привязке к календарному дню, а в прославлении первостепенного догмата веры.

logo
Top