Музыка на великий праздник Пасхи

С того самого момента, когда христиане начали отмечать Пасху, или Воскресение Христово, они стали исполнять для её прославления музыку. Игра на музыкальных инструментах и сопровождающее её пение — это выражение хвалы Создателю. При этом пасхальная музыка является очень ценным художественным пластом христианской культуры. Над её созданием с древнейших времен трудились великие богословы, гимнографы, знаменитые композиторы и просто оставшиеся неизвестными авторы. Темой или даже девизом всей пасхальной музыкальной программы можно считать высказывание древнееврейского праведника Иова, воскликнувшего в минуты сильнейших страданий: «Я знаю, Искупитель мой жив».

Праздник Пасхи

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Творение Г. Генделя: музыка Христова Воскресения

В 1742 году па праздник Пасхи в Дублине впервые прозвучала оратория (крупное музыкальное произведение), автором которого был Г. Ф. Гендель, немецкий композитор. Это была самая грандиозная оратория из всех его творений, с не менее громким названием — «Мессия».

Оратории известны с конца 16 — начала 17 веков. Поначалу они создавались только на сюжеты из Священного писания, особенно часто в качестве базы использовались псалмы Давида. Жанр быстро стал очень популярным и распространился по всему миру. А своим появлением оратории обязаны неграмотному и (или) бедному народу.

  1. Неграмотным было недоступно приобщению к Священному Писанию посредством чтения. Подобно тому, как иконы называют «иллюстрациями к Библии», восполнить тот же самый пробел призвана и духовная музыка (пасхальные песни).
  2. Беднякам было невозможно купить Писание, так как в то время печатная Библия и её рукописные аналоги были очень дорогими. Тогда и появилась идея декламации под музыку важных отрывков Писания, в том числе и тех, которые относятся к Воскресению Христа.

Композитор Г. Гендель в своем пасхальном произведении воспел жизнь и служение Иисуса Христа.

Помимо «Мессии», он написал ещё несколько произведений, но они уже не были целиком посвящены библейским текстам. Часто Гендель использовал всего лишь литературные обработки сюжетов из Писания.

Пасхальная оратория и кантата

Оратория, исполняемая на Пасху, традиционно делится на три части.

Части Описание
Третья. Церковные правила празднования Воскресения Христово подразумевает исполнение третьей части оратории, которая посвящена христианскому упованию на воскресение из мёртвых. Например, об этом поётся в первой арии, основанной на книге Иов 19: 25-26, где праведник выражал свою надежду на посмертное существование. Слова Иова высек на могиле Генделя в Вестминстерском аббатстве знаменитый французский скульптор Л. Ф. Рубильяк.
Средняя. Для средней части пасхальной арии Чарльз Дженнис (либреттист Генделя) избрал слова апостола Павла из послания к Коринфянам 15:20.
Начальная. И, наконец, в первой части оратории звучит кантата «Я знаю, Искупитель мой жив», традиционно приписываемая И. С. Баху. По другим гипотезам, она принадлежит Г. Ф. Телеману, а Бах просто переписал её.

Что касается другой пасхальной кантаты И. Баха «Небеса смеются…», то здесь его авторство никогда не подвергалось сомнению. Известно, что прославленный композитор лично исполнял её на Пасху 1715 года. В ней он виртуозно передал, с помощью чистого звучания трех труб, начало новой жизни после Воскресения Христа, ликование небес и земли.

По словам теолога А. Швейцера, кантата И. Баха «Небеса смеются…» как будто освещена весенним солнцем.

Гимны, песни и колокольный перезвон

За века своего существования христианская музыка обогатилась огромным репертуаром гимнов, в числе которых христианские песни на Пасху занимают особое, центральное место. Очень многие мелодии, положенные в их основу, восходят к древним временам первых веков христианства. Авторы музыки часто неизвестны, но их творения вдохновили многих живших впоследствии великих композиторов на создание ораторий и кантат, посвященных Господу и дню Его светлого Воскресения. Такие обработки и песни про Пасху трогательно свидетельствуют о глубокой вере музыкантов. До сих пор их с волнением и восхищением слушают христиане всего мира.

Прославляют Пасху и нежные детские голоса. Помимо исполнения песен, в русской православной традиции детям разрешалось звонить в колокола для участия в общем колокольном пасхальном перезвоне. Многие родители соглашаются на это с радостью. Тем более что на данный момент доказано: колокольный перезвон благотворно влияет на здоровье и даже борется с болезнетворными микробами.

Наши предки говорили о пасхальном колокольном перезвоне: он лечит душу.

logo
Top