Радость приглашённых: огласительное слово на Великую Пасху

Праздник Воскресения Христова известен тем, что во время пасхальной заутрени исполняется так называемое огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста. Традиционно оно произносится после того, как верующие поздравят друг друга поцелуем со словами «Христос Воскресе!».

Произношение речи в церкви

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Для кого предназначено

Что означает слово «огласительное»? Со времен ранних христиан оглашением называлось наставление в вере для желающих принять крещение (до этого момента такие люди назывались оглашенными). Длился это период, в среднем, три года. Таинство крещения в древности проходило в Великую Субботу, перед самым праздником Пасхи. Перед крещением оглашаемые слушали наставления в вере и краткое перечисление догматов церкви.

В восточной православной церкви в качестве согласительного слова принято читать произведение И. Златоуста, жившего в 4 веке нашей эры. В обязательный обиход пасхального богослужения оно вошло в период 9–11 вв. нашей эры, а в русских богослужебных уставах появилось, начиная с 16 века.

Церковная история знает и другие огласительные произведения, принадлежащим Отцам церкви 4 века, например:

  • огласительное слово преподобного Ефрема Сирина;
  • восемнадцать огласительных слов Кирилла Иерусалимского;
  • огласительное слово Григория Нисского.

В процессе своей деятельности православная церковь выделила из имеющихся произведение Златоуста как наиболее полно раскрывающее суть христианской веры.

Суть великого произведения

Без традиционного огласительного слова немыслима ни одна пасхальная служба, Его содержание церковь признает настолько точным и всеобъемлющим, что в этот день отменяется обычная проповедь священника. Тем самым признается, что добавить к произведению И. Златоуста абсолютно нечего.

Огласительное слово можно разделить на пять частей, каждое из которых является одновременно и законченным произведением, и частью общей композиции.

  1. Провозглашается призыв всем ленивым и работающим, первым и последним собраться на большой брачный пир к Домовладыке.
  2. Рассказывается, как Домовладыка радушно принимает собравшихся гостей и милует их.
  3. Описывается великий пир со всевозможными яствами и упитанными тельцами.
  4. Раскрывается смысл слов пророка Исайи о сокрушении ада.
  5. Звучат долгожданные для всех православных христиан слова «Христос Воскресе!».

Произведение И. Златоуста совершенно и охватывает все сакральные стороны христианской жизни, которые должны понимать готовящиеся к крещению.

Структурно-смысловое соотношение фрагментов текста

Учение церкви о синергизме (соединении, взаимодействии Бога и человека) находит своё отражение в первой и второй части огласительного слова. Сначала Бог призывает людей (первая часть), а потом они откликаются на его приглашение и приближаются к нему (вторая часть).

Брачный пир, который описывается в третьей части огласительного слова, символизирует Небесное Царство. Если понимать Царство в контексте символизма Нового Завета, то в земной жизни для христиан оно заключено в таинстве брака и Евхаристии, а потом, после земной жизни, воплощается в небесном рае.

Четвертая и пятая часть произведения поражают и вдохновляют своей позицией всеведения. Верующий как будто переносится в одну точку бытия и в прошлое одновременно, и оттуда ему хорошо видно, как «огорчися» ад, что мертвые не покинуты в своих гробах, а ангелы радуются торжеству жизни над темницей ада.

При этом четвертая часть произведения начинается с упоминания слов ветхозаветного пророка Исайи, который пророчески видел Мессию с его Богоматерью. Слова «Исайя ликуй» также используются в проведении венчания молодоженов.

По сути, древний пророк словами И. Златоуста предсказывает, что до смерти Христа все ветхозаветные праведники были вынуждены пребывать в аду, и только Иисус даровал им свободу, одновременно открывая для всех христиан путь на Небеса.

В пятой части Ветхий Завет встречается с Новым через воскресение распятого Спасителя мира, и современные слушатели воссоединяются со своей Церковью через пасхальное богослужение. Златоуст совершает это соединение Ветхого с Новым через две цитаты, взятые из обеих частей Библии (пророк Осия и апостол Павел).

logo
Top