Пасхальное чтение Евангелия от Иоанна

Глубокий символический смысл имеет то, что, как правило, читается пасхальное Евангелие на десяти языках: церковнославянском, русском, древнегреческом, латинском, древнееврейском, английском, немецком, французском, итальянском и испанском. Это «многоязычие» символизирует то, что Благая Весть о Воскрешении Иисуса Христа имеет значение для каждого из нас и обращена ко всему человечеству, независимо от места проживания людей и от того, на каких языках они говорят.

Праздничные пения

Неотъемлемой частью пасхального богослужения является чтение Евангелия от Иоанна — одного из самых красивых и величественных священных текстов. Во время праздничной службы звучит начало данного святого писания, где говориться не о чуде Воскрешения Христа, а повествуется о том, кто такой Бог, и о Свете, который он нам несет.

Евангелие от Иоанна читается ровно 50 дней, начиная с Пасхи и вплоть до праздника Святой Троицы. То есть весь тот период, когда в сердцах современников Иисуса Христа, увидевших своими глазами его Воскрешение и Вознесение, жила огромная радость от встречи со Спасителем и оттого, что они стали свидетелями величайшего из чудес, которое впоследствии легло в основу православной веры.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Святое писание

Четыре Евангелия являются частью книг Нового завета. Это тексты, в которых современники Иисуса Христа описывают период его земной жизни:

  • чудо рождения Спасителя;
  • его учение:
  • смерть;
  • воскрешение.

Со временем события жизни Христа, описанные в Евангелиях, легли в основу практически всех церковных празднеств. Состав книг Священного писания был определен церковью еще в 4 веке. Несмотря на то, что текстов Евангелие существует гораздо больше, каноническими были признаны только четыре писания. Истинными считаются книги, авторами которых являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Авторы О чем рассказывается в книге
Матфей. Бывший сборщик налогов, один из 12 апостолов. В своем описании он рассказывает о периоде жизни Спасителя вплоть до его Вознесения. В этом труде основное значение придается логике и содержанию речей и проповедей Иисуса Христа.
Марк. Он не входил в число 12 апостолов, но был одним из тех, кто проповедовал вместе с учениками Христа. Его книга является одной из самых коротких и импульсивных. Она написана живым языком и рассказывает преимущественно о том, какие чудеса совершал Спаситель.
Лука. Бывший врач, который также не являлся одним из апостолов и стал проповедовать учение Христа после его смерти и последующего воскрешения. Он со свойственным ему научным подходом и с поражающей дотошностью описывает все события, происходившие в период жизни Спасителя. При этом читателю между строк видно то, с какой теплотой, любовью и верой автор пишет о Сыне Божием.
Иоанн. Один из апостолов и близкий друг Иисуса Христа. Именно ему Спаситель поручил после его смерти заботиться о Пресвятой Деве Марии. В своем труде Иоанн рассказывает, как жил Иисус, что делал и говорил. При этом он уделяет большое внимание взаимоотношениям Отца и Сына. Основная масса информации, приведенной в данном труде, не встречается ни в одном другом описании периода земной жизни Иисуса Христа.

В данных трудах, конечно же, встречаются пересечения, но это четыре разные книги. Авторы этих Евангелий не просто пересказывали тексты друг друга, а описали события земной жизни Христа так, как они их видели, расставляя свои акценты. Иисус Христос был послан нам, для того, чтобы рассказать людям, как они должны жить на земле, чтобы потом вознестись в Царство Небесное. И его слова, являющиеся откровением Божией воли, были сохранены для потомков на страницах Евангелий.

Каждый, кто хочет познать волю Господа и слово его, должен обращаться за этим знанием к священным книгам. Именно поэтому чтение Евангелия является неотъемлемой частью церковных богослужений, как повседневных, так и праздничных.

Евангелие на пасхальном богослужении

Во время праздничной службы в честь Светлого Христова Воскресения в храмах читается Евангелие от Иоанна, начиная с пролога, с его самых первых слов, где говорится о том, что Бог пришел в наш мир для того, что бы дать людям Свет и Спасение. У любого христианина может возникнуть вопрос, почему в этот великий праздник читается именно это начало Святого писания, а не, например, текст, повествующий о Воскресении Христовом.

В первые века христианства на пасхальных богослужениях действительно звучало одно из Евангельских чтений, рассказывающих о Воскресении Христовом. Но затем, примерно в 10 веке, произошло своего рода богословское переосмысление всего случившегося, и было назначено к чтению именно начало Евангелия от Иоанна как одно из самых «высоких». Святая Церковь решила, что в Пасху, когда весь православный мир славит Воскрешение Христа, важнее не пересказывать историю свершившегося чуда, а напомнить людям о том, ради чего Сын Божий пришел в наш мир и ради чего он умер, а затем воскрес.

Уже много лет во время пасхальных богослужений во всех храмах звучит пролог писания Иоанна, где он говорит о том, что Бог пришел в нашу жизнь, чтобы принести в неё свет и спасение.

logo
Top