Величие пасхального канона

Пасхальный канон (канон — с греческого «правило») — одно из выдающихся произведений восточноцерковной словесности (древний византийский распев). В виде торжественного песнопения он занимает большую часть пасхальной утрени.

Празднование великого праздника

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Суть канона

Автор канона — один из Отцов церкви Иоанн Дамаскин, самый известный систематизатор христианского вероучения. Канон содержит восемь песнопений, вошедших в главную богослужебную книгу Восточной православной церкви — «Обиход церковный». Причем они пронумерованы с первую по девятую песни, но вторая песня в каноне отсутствует.

Канон состоит их отдельных песнопений и исполняется на праздничной заутрени, во время которой они неоднократно повторяются. Во время каждого исполнения песни канона священники с крестом совершают каждение: они должны обойти всю церковь для того, чтобы максимально наполнить её благоуханным фимиамом. Далее они с радостью обращаются к пастве со словами: «Христос воскресе!», на что люди им отвечают: «Воистину воскресе!».

Выход священнослужителей из алтаря для каждения и поздравления символизирует явления Христа своим ученикам после его воскресения из мёртвых.

Ирмосы канона Пасхи

Канон начинается с ирмоса. Ирмос (в переводе с греческого «сплетение, связь») — это самая первая строфа песнопения. Она связывает по смыслу тропарь, посвященный Пасхе, и несвязанную с этим праздником библейскую песнь, за счет проведения между ними смысловой и богословской аналогии. Ирмосы пасхального канона входят в состав богослужебной книги «Ирмологии» (она, в свою очередь, включена в «Обиход церковный»).

По ритмическому образцу и напеву ирмосы канона Пасхи служат образцом для тропарей. В частности, тропарь должен содержать такое же количество строк и строф, что и ирмосы, характеризующие византийский распев.

Традиционное содержание ирмосов пасхального канона, входящих в «Обиход».

Ирмосы Содержание
Ирмос 1-й песни. Освещает выход израильтян из Египта и переход через Красное море, где спасенный народ спел песню победы. Точно также Христос ведет нас от смерти к жизни.
Ирмос 3-й песни. Рассказывает, как Моисей чудом вывел для народа воду из скалы. Служит символом того, как Христос своим воскресением, словно дождь, истёк из каменного гроба на грешное человечество.
Ирмос 4-й песни. Рассказывает о ветхозаветном пророке Аввакуме и его библейской песне о стоянии на страже. Событие переносит нас во время, когда ангел возвестил весть о Воскресении Господа.
Ирмос 5-ой песни. Является парафразом библейской песни пророка Исайи, когда он писал, что до самого рассвета размышлял и молился Богу. Жены-мироносицы точно также до рассвета пришли ко гробнице Иисуса, поэтому и исполнение пасхального канона совершается еще ночью.
Ирмос 6-ой песни. Вспоминает пророка Иону и его чудесное спасение из брюха морского чудовища через три дня. Эти события связываются с сошествием Христа после его воскресения в ад и самим его воскресением через три дня после распятия.
Ирмос 7-ой песни. Рассказывает о трех еврейских юношах, отказавшихся поклониться злотому истукану в вавилонском плену. По приказу Навуходоносора они были брошены в огненную печь и спасены от смерти Богом. Тот, кто спас их, по прошествии веков сам сошел на землю в образе человека для спасения мира.
Ирмос 8-ой песни. Переносит слушающих во времена пророка Даниила и его библейской песни, перекликающейся с песней святителя Григория Богослова (византийский распев), посвященной светлой Пасхе.
Ирмос 9-ой песни. Прославляет Богоматерь. Воспроизводится её собственная песня, записанная евангелистом Лукой.

Среди самых популярных распевов, вошедших в «Обиход», известны такие: сокращённый греческий, обиходный распев Григория Сковороды, распев священника В. Старорусского, московский распев «Барыня». Среди исполняемых нечасто можно выделить канон Пасхи Ведель. Артемий Ведель — украинский композитор церковной музыки.

Канон и его богословское содержание

Канон Воскресению Христову, вместе с его ирмосами и тропарем, затрагивает и раскрывает перед верующими несколько богословских тем, касающихся великого праздника. А именно:

  • ликование и радость всего творения по поводу воскресения Господа;
  • путь жен-мироносиц ко гробу Христа и явление им ангела, возвестившего, что Господа нет среди мертвых;
  • сошествие воскресшего Христа в ад, с его последующим разрушением и выходом на волю душ праведников, умерших задолго до рождения Иисуса.

Также канон соотносит Пасху с разными ветхозаветными прообразами, касающимися царя Давида, принесением в жертву ягненка в ветхозаветном Песахе, песней Суламиты о своем возлюбленном и т. д.

Пасхальный канон называют венцом всех духовных песен. Заключённая в нём сила, глубина и богатство содержания призваны затронуть глубинные струны души верующего человека, раскрыть перед ним истинный смысл светлой Пасхи и заставить его как бы пережить заново Воскресение Христово.

logo
Top