Торжественная проповедь на Пасху

Основой богослужения в православной церкви является проповедь. Для каждого верующего христианское наставление, преподаваемое в храме, – возможность постижения Слова Божьего и приобщения к нему. Назидательное, разъяснительное или патетическое, славословие всегда служит возвещением евангельского учения о спасении, укрепляет истинную и животворную веру.

В церкви на пасху

День Воскресения Христова не только занимает центральное место среди всех православных праздников. Он воплощает суть христианства. И богослужение, и проповедь на Пасху особенно торжественны, проникнуты единым чувством – ликующей радостью о Воскресшем Господе.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Правила составления пасхальной проповеди

В течение всего торжественного пасхального богослужения не умолкают прославления Светлого Воскресения, победно-ликующие гимны. Однако служба без проповеди теряет одну из своих главных составляющих – живое слово. В то же время проповедничество слова Божьего является для священника важнейшей обязанностью. Залог действенности и благодатного влияния речи пастыря — в её целостности, наглядности, образности, жизненности.

Одним из непременных условий успеха любого публичного выступления, и проповеди в том числе, является краткое, ясное вступление. Оно имеет несколько целей:

  • обозначить тему;
  • вызвать интерес к сообщению;
  • установить контакт с паствой.

Лучшим началом пасхальных проповедей будут слова канона Иоанна Дамаскина, из которого можно почерпнуть множество прекрасных цитат, по своему содержанию и настроению подходящих для светлого праздника Воскресения Христова. Зачин проповеди и основная её тема с последующим раскрытием находятся в прямой связи.

Характерными особенностями изложения (основной части) являются чёткость логического построения, использование конкретных и ярких тезисов, раскрывающих основную идею текста. Темы и образы пасхальной проповеди неисчерпаемы как сущность Воскресения, чуда явления реальности Духа, победы жизни над смертью. Главная мысль изложения должна основываться на пасхальных сюжетах или истинах.

Поскольку источником веры служит восприятие слова Божьего, у веры и проповеди на Пасху общее содержание: Христос, распятый и воскресший Господь.

Вместе со вступлением заключение служит своеобразным обрамлением основного текста и несёт соответствующую логико-эмоциональную нагрузку. Уникальным свойством завершения пасхальной речи проповедника является то, что оно включает в себя все три элемента заключения, рекомендованных гомилетикой (учением о христианской проповеди):

  • доксологический, или славословие;
  • поучительный, или напоминания о воскрешении Сына Божьего;
  • патетический, или наставление слушателей.

Эти три составляющие гармонично и закономерно объединяются пасхальным приветствием «Христос воскресе!», звучащим в конце благовествования пастыря.

Как слушать проповедь на Пасху

Правильно выстроенная пасхальная гомилия, которую проповедник читает с особым значением и достоинством, придавая каждому слову торжественную выразительность, всегда находит соответствующий душевный отклик у слушающих. Искреннее, естественным образом выражающее мысли и чувства речение располагает сердца прихожан к принятию и пониманию значения великого события – чуда Воскресения.

Одна из традиций православия – отношение верующих к храму как к особенному месту, где совершается духовное таинство. В Пасху благочестивое поведение получает дополнительную эмоциональную окраску: радость и праздничное ликование. Высокий духовный подъём при каждениях и приветствиях священнослужителей, напоминающих о многократных явлениях Воскресшего Христа, не должен рассеивать внимание к службе и проповеди. Внутренний настрой на духовные размышления и чувства, соответствующие значимости момента, помогают прихожанину слушать и воспринимать слова пастыря, ощущать причастность к происходящему в храме.

Начиная непосредственно со дня Пасхи и до Троицы не полагается творить коленопреклонения и земные поклоны. Креститься и кланяться следует одновременно с остальными присутствующими. На пасхальное приветствие «Христос воскресе!», которое прихожане неоднократно слышат во время проповеди, следует отвечать «Воистину воскресе!», сопровождая слова крестным знамением и полупоклоном.

Вся неделя, следующая за Пасхой, составляет как бы один продолжающийся день праздника. Тематика проповедей на пасхальной седмице, так же как и в Светлое Воскресение, построена на благовестии. Согласно правилу, установленному VI Вселенским собором, от дня Святой Пасхи до Фоминой недели верующие во храмах, радуясь и торжествуя во Христе, должны непрестанно внимать чтению Божественных Писаний.

logo
Top