Стихиры Пасхи в знаменном и других распевах

В церковной литургической практике под стихирами понимается специальное богослужебное песнопение стихотворного размера (от 8 до 12 строк). Их исполняют после небольших отрывков из псалмов. Сколько всего песнопений будет исполнено на том или ином празднике — зависит от его важности и значимости. В связи с этим наибольшее количество этих произведений исполняется во время Пасхального богослужения. Стихиры Пасхи знаменного распева являются самыми популярными.

Пасхальные песнопения на праздник

В свою очередь, знаменный распев подразделяется на следующие типы:

  • путевой;
  • кондакарный;
  • демественный;
  • столповой.

Знаменный распев ведет свое начало ещё со времен Древней Руси. Его название образовано от древнерусского слова «знамя», означающего «знак». Стихиры, исполняемые в главный праздник в году, Воскресение Христово — самые торжественные.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Стихиры радости и любви

В пасхальную ночь, сразу после окончания канона, первое песнопение врывается в замерший от благоговения храм возгласом «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его!». Священнослужители и Отцы Церкви считают, что распев стихир, берущий свое начало с древнейших времен, не только очень мощен по своему звучанию, но и самодостаточен, и уникален благодаря вложенному в него духовному содержанию.

Музыкальные произведения Композиторы и исполнители
Уникальность стихиров в том, что эти прекрасные слова отлично подходят к почти любой музыкальной интерпретации. Особенно они впечатляют слушателя в знаменном распеве. Многие знаменитые церковные композиторы гармонизировали этот распев в своих произведениях. Среди них Яичков, Смоленский, Никольский. Их интерпретации рассчитаны на большой хор смешанного типа.
Среди распевов также пользуется популярностью Московский распев. Он появился благодаря Г. Харитонову, регенту Богоявленского собора в Москве.
Особенно удачно стихиры Пасхи зазвучали в интерпретации иеромонаха Нафанаила (так называемый напев Зосимовой пустыни). Стихиры по этому распеву исполняются исключительно мужским хором.

Великолепна в этом исполнении и широко известная фита (последовательность нотных надстрочных знаков, в которых есть фита — буква кириллицы) в четвертой стихире пятого гласа, начинающаяся словами «О, пасха…». В этой композиции считается очень важным передать правильно перезвон колоколов в партии басов. В пятой пасхальной стихире ценители музыки выделяют очень своеобразный распев слова «братие».

Самое главное, что все эти распевы передают исполнителям и слушателям огромный духовный заряд и настраивают на неизгладимое ощущение праздника.

Сакральный смысл пасхальных стихир

Внимательный слушатель пасхальных произведений заметит, что в них слово «радость» звучит в нескольких вариантах, в результате чего все песнопение как бы пронизывает свет, радость и ликование. Самого слова «любовь» при этом в тексте мы не найдём, но от первого до последнего звука праздничной службы верующие ощущают Божественную любовь. Слово это очень много раз повторял Христос в своих земных проповедях. Мы знаем это слово, и нам нет смысла его постоянно повторять, надо просто прочувствовать его сердцем, и пасхальные стихиры (когда мы их поём или слушаем) призваны помочь нам в этом.

Что такое любовь Бога? Это его приход к нам на землю — Он сделал это из любви. Это его учения и чудеса — все они основаны на любви. Это его крестные муки за всех нас — он взошел на Голгофу из любви к человечеству и из любви воскрес. Вся пасхальная служба подобна широкой реке, которая выходит из своих берегов и топит всё на своем пути, достигая самых сокровенных уголков сердца человека. По словам искренне верующих людей, в эти моменты не только их сердца полны любви, но и вся Вселенная. Заканчиваются стихиры словами о том, что Спаситель воскрес из мертвых, поправ своею смертью смерть и даровал жизнь всем мертвым.

На Пасхальной седмице тропарь (куда входят и стихиры) исполняется еще три раза. До отдания Пасхи предписывается петь это окончание ещё один раз.

logo
Top