История и значение тропаря Пасхи

Тропарь Пасхи (тропарь «Христос воскресе») — это торжественное песнопение (величание), занимающее центральное место в богослужении Восточной Православной Церкви, а также Католических церквей, использующих обряды византийского образца. В переводе с греческого «тропарь» — это «трофей» или «победный знак», и применительно к светлому празднику Пасхи он означает полную победу Спасителя над смертью. Поются эти слова, как правило, троекратно. В настоящее время к ним подобрано очень большое количество мелодий.

Праздничные песни

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Сущность песнопения в богослужении

Известно, что самый первый тропарь Пасхи на греческом языке был написан неизвестным автором. Позднее, с распространением христианства, он был переведен на множество других языков всего мира, помогая людям усвоить глубинный смысл Христова Воскресения. Католическая церковь использует тропарь на латинском языке.

Первые упоминания о подобных текстах относятся к 4 веку нашей эры, где это величание употребляли в Константинопольской церкви. На любом языке пасхальный тропарь звучит красиво и торжественно, отражая национальные языковые особенности каждого народа. Но особую популярность среди них приобрели греческое и грузинское песнопения.

Тропарь Пасхи на разных языках уникален. В его коротких и ёмких фразах можно узнать и прочувствовать подлинный смысл христианства, всей благой вести — Христос воскрес из мертвых и подарил вечную жизнь всем, кто в него верит. Читая эти слова несколько раз подряд с верой в сердце, человек обращает внимание на разные стороны доносимой до него информации, которая в совокупности передаёт слушателю целый спектр богословской мысли и величание жертвы Христа.

Органичным продолжением тропаря является Кондак Пасхи — краткое песнопение, раскрывающее и дополняющее сущность тропаря, а также всего праздника.

Написал кондак Пасхи преподобный Роман Сладкопевец, живший в 6 веке нашей эры. Преподобный Роман был родом из Сирии и служил певцом в храме св. Софии в Константинополе.

Тропарь в богослужении пасхального праздника

Первое исполнение величания Пасхи можно услышать во время Пасхальной Заутрени, при совершении Крестного хода вокруг церкви. Верующие собираются перед закрытыми входными вратами и ровно в полночь вместе с духовенством поют тропарь Пасхи «Христос Воскресе» по очереди. Затем его слова будут часто повторяться в качестве припева к словам Псалмов (стихи 76 и 117 по нумерации греческой Септуагинты).

В чем смысл этого действия? Священники и миряне символически повторяют путь, который проделали жены-мироносицы ко Гробу Господа, чтобы умастить его мертвое тело маслом по существующему тогда обычаю. А когда процессия исполняет слова тропаря, она как бы вторит встретившему жён-мироносиц ангелу, который сообщил, что Христа в гробнице нет, он воскрес.

В последующем во время Всенощнего бдения величание:

  • поётся по три раза после каждой песни канона;
  • трижды завершает пасхальные стихиры на стиховне;
  • по три раза произносится на заутрене после отпуста;
  • и по трижды исполняется в начале и во время завершения Пасхальных часов.

Во время божественной литургии (в начале):

  • тропарь повторяется со стихами псалтыря (76 и 117);
  • повторяется на малом входе;
  • поётся во время причащения народа (и после него);
  • произносится на отпусте Литургии;
  • дополнительно исполняется в начале и отпусте вечерни (с припевами).

Такой порядок богослужения принят в течение всех дней праздника Светлой седмицы. По окончании Фоминой недели, на следующее воскресенье после Пасхи, священные тексты начинают все общественные службы, частные требы и другие молитвы, во время которых он исполняется по три раза. Считается, что в это время пасхальный тропарь заменяет собой призывание Святого Духа «Царю Небесный».

Исполняется это торжественное песнопение и во время 39-дневного пасхального попразднества, каждый день вплоть до наступления Вознесения Господня.

logo
Top