Высокое искусство — необычные пасхальные яйца

В современную жизнь возвращается забытая за прошлые десятилетия православный обычай одаривать друг друга на Пасху праздничными презентами. И первым делом это касается традиции преподносить в дар необычные пасхальные яйца. Слава о русских ювелирах, которые каждый год радовали представителей правящего императорского дома, гремела в XIX веке на всю Европу. Не удивительно, что даже в наши дни драгоценные пасхальные яйца русских мастеров считаются вершиной ювелирного искусства, и коллекционеры гоняются за ними по всем аукционам. Несмотря на то, что сама идея создавать замысловатые пасхальные яйца зародилась в средневековой Европе, именно в Российской империи она получила свое развитие, а мастерство в создании этих произведений искусства к началу ХХ века достигло необычайных высот.

Сейчас ювелиры возрождают производство необычных пасхальных яиц, которые, как и пару веков назад, являются очень статусными подарками, так как они не каждому по карману. Причем современные умельцы делают ставку не только на уникальные интерьерные вещицы, но и на женские украшения, стилизованные под небольшие пасхальные яйца с сюрпризом. Поэтому при желании и наличии финансовых средств можно подобрать удивительные пасхальные яйца в подарок как мужчинам, там и прекрасным дамам.

Декор яиц

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Русская диковинка

Среди обывателей принято считать, что ювелирные изделия в виде пасхальных яиц начали производить в Российской империи во второй половине XIX века, связывая это с гремевшим по Европе именем известного ювелира Карла Фаберже. Но на самом деле мода на такие презенты в России зародилась гораздо раньше. Еще в XVII веке ко дню Светлого Воскресенья художники Оружейной палаты поставляли ко двору Его Величества фантазийные пасхальные яйца. Да, они были гораздо скромнее тех, которые сейчас выставлены во многих музея мира. Как правило, их создавали из дерева, покрытого драгоценными металлами и иногда камнями. Но основную свою цель такие подарки выполняли — в отличие от покрашенных куриных и гусиных яиц, резные деревянные могли храниться бесконечно долго.

Уже в следующем веке на авансцену вышли пасхальные яйца, созданные из фарфора. Мода именно на фарфоровые «крашанки» продержалась очень долго — весь XIX век. Историки свидетельствуют о том, что первое фарфоровое пасхальное яйцо послужило приношением императрице Елизавете I в 1749 году. Столь необычный в ту пору дар преподнес царице первый управляющий Императорского фарфорового завода Дмитрий Виноградов. Оно отличалось изображениями купидонов, что явно пришлось по душе всесильной императрице.

Чуть позже умельцы начали активно декорировать такие пасхальные яйца с помощью оригинальных ярких лент из тканей и драгоценными камнями. Расцвет фарфоровых пасхальных яиц пришелся на середину XIX века, когда визуально они стали более утонченными, покрытыми высокохудожественными живописными изображениями. Примечательно, что мастера тех лет переносили на поверхность фарфоровых яиц фрагменты религиозных полотен великих итальянских художников Возрождения: от Леонардо да Винчи и Рафаэля до Тициана и других. Также мастеров-живописцев вдохновляла отечественная архитектура, в частности, известные храмы. Во второй же половине XIX века предпочтение отдавалось изображению сугубо религиозных картин и пасхальной истории.

В этот же период ассортимент подарочных яиц расширился за счет новинки — аналогов «крашанок», сделанных из папье-маше. Не стоит думать, что это были кустарные самодельные сувениры, чем радовали себя небогатые люди, которые не могли позволить фарфор или тем более золото. На самом деле их делали в фабричных условиях. Такими пасхальными яйцами славилось производство Лукутина, что располагалось неподалеку от Москвы (сейчас это Федоскинская фабрика лаковой миниатюрной живописи, располагающаяся в селе Федоскино).

Процесс создания папье-маше был, да и остается довольно сложным. Для изготовления подарков на Пасху использовался деревянный картон, который первым делом разрезали на ленты. Затем эти полосы промазывались специальным клейстером и наматывали на основу будущего изделия. Какое-то время картон находился под прессом, чтобы приобрести нужную форму. Для того чтобы он полностью просох, необходимо порядка одного месяца, после чего следовал не менее трудоемкий процесс нанесения изображения и лакировки. Пасхальные яйца из папье-маше, как правило, состояли из двух частей и были расписаны темперой. Это краска, созданная на основе растертого яичного желтка, которая в древности использовалась в иконописи. Сюжетами для украшения таких пасхальных яиц служили как раз лики святых на иконах.

В наши дни при действующей фабрике работает музей Федоскино, где своими глазами можно увидеть, как выглядели старинные пасхальные яйца.

Драгоценные сувениры

На рубеже XIX-XX веков в сфере создания пасхальных яиц начал полновластно царствовать российский ювелир Карл Фаберже, который более тридцати лет создавал уникальные изделия для венценосной семьи Романовых. Именно в руках мастеров, работавших на Фаберже, эти сувениры превратились в настоящие драгоценности с умопомрачительной стоимостью. Например, одним из сохранившихся до наших дней творений, сделанных под брендом Фаберже, является пасхальное яйцо с панелями, созданное в 1899 году по заказу предпринимателя Александра Кельха. Оно было изготовлено из желтого золота и инкрустировано алмазами, а также бриллиантами. Верхнюю и нижнюю половины разделяют на шесть панелей полосы из матового золота, на которых располагаются розы из эмали с золотыми стеблями. Оба конца этого яйца украшают бриллианты с золотыми и эмалированными листьями.

Современные ювелиры готовы столь же богато украсить пасхальные яйца, если заказчик финансово сможет потянуть их приобретение. Как правило, сейчас ювелиры создают пасхальные яйца из серебра 925 пробы, с украшением его золотом 999 пробы (оно довольно мягкое, но в качестве элементов декора отлично подходит) и перегородчатой эмали. В высоту такие сувениры достигают десяти, а то и пятнадцати сантиметров.

Можно также встретить среди предложений пасхальные яйца, выполненные в ажурной технике, изготовленные полностью из высокопробного серебра без дополнительного золочения. Но, несмотря на отсутствие в составе золота и эмали, стоимость такого серебряного подарка будет даже выше из-за более тонкой работы. Хотя чаще мастера предлагают сделанные из золота или серебра с эмалью кулоны, иногда стилизованные под пасхальные яйца Фаберже. Размер таких украшений редко превышает два сантиметра в высоту, зато стоимость втрое ниже, чем у полноразмерных пасхальных яиц. В качестве декора обоих видов подарочных изделий сейчас преобладают изображения икон и религиозная символика.

К отдельному типу ювелирного искусства можно отнести пасхальные яйца ручной работы из хрусталя. Производством таких подарков, в частности, славились мастера из города Гусь-Хрустальный.

Да и сейчас местные умельцы могут предложить покупателям интересные сувенирные пасхальные яйца, созданные из горного хрусталя. А стоимость их стартует от нескольких сотен рублей, что эти праздничные подарки делает доступными широкому кругу людей. Кроме того, те, кому интересно полюбоваться антиквариатом, могут посетить местный музей хрусталя имени Мальцовых. В канун Светлого Праздника там выставляют на обозрение посетителей пасхальные хрустальные яйца, возраст которых превышает сотню лет. Можно там увидеть и оригинальные изделия из уникальных разновидностей стекла. Например, в запасниках музея есть яйцо, созданное на рубеже XIX-XX столетий из яшмового стекла — оно было визитной карточкой местной фабрики.

Для создания своих всемирно известных пасхальных сувениров использовали горный хрусталь и мастера ювелирного дома Фаберже. В частности, он был ключевым материалом в яйце с вращающимися миниатюрами. Созданное в 1896 году по заказу императора Николая II в подарок супруге Александре Федоровне, оно поражало изящностью исполнения. Внешняя оболочка была сделана из горного хрусталя с полоской из золота и инкрустацией бриллиантами. Верхушку яйца украшал огромный изумруд в 27 каратов. Яйцо крепилось на постамент, выполненный также из горного хрусталя. А внутри этого удивительного изделия хранилась не менее изумительная миниатюрная конструкция: золотая вращающаяся ось, на которую крепились 12 мини-рисунков.

Подарки с секретными сюрпризами

По сути своей, все роскошные сувениры, которые ювелиры компании Фаберже приготовили для того, чтобы высокопоставленные лица Российской империи могли баловать своих любимых на Пасхальную неделю, являются не то драгоценными «матрешками», не то вычурными шкатулками. Примечательно, что в этом смысле Карл Фаберже, безусловно гениальный, не был пионером. Известно, что у самого первого пасхального яйца с сюрпризом, который ювелиру заказал император Александр III для своей супруги в 1885 году, были аналоги в Европе. Тот пасхальный сувенир, сделанный для царственного семейства, представлял собой яйцо, куда была спрятана маленькая статуэтка — золотая курочка, а внутри нее, по принципу матрешки, обнаруживалась рубиновая корона.

Более чем за век до того, в 1720-е годы, в Париже каким-то автором были созданы три похожих изделия. К сожалению, имя мастера в истории не сохранилось. Один из этих сувениров увидел император и заказал у Фаберже аналогичный. Более того, легенды гласят, что сама традиция создавать пасхальные яйца с секретными сюрпризами внутри тянется с XVI столетия. Тогда королю Франции Франциску I к празднику преподнесли деревянное яйцо с резным рисунком, изображающим Страсти Господни. А позже, уже в XVIII веке, король Людовик XV одарил свою фаворитку графиню Дюбарри драгоценным яйцом, таившим внутри себя золотую фигурку Амура.

Несмотря на преемственность идеи, гениальный ювелир и его подчиненные смогли развить ее и поднять планку мастерства на небывалую высоту. Каких только удивительных фигурок не находили счастливчики из императорской семьи, которым выпадала честь быть одаренными одним или несколькими пасхальными яйцами! В разные годы внутри них были такие миниатюрные сюрпризы, как херувим, фрегат, слон, желтая роза, лебедь, поезд и многое другое. Мастерство ювелиров-виртуозов не ведало границ. В одном из шедевров, что император Николай II преподнес супруге Александре Федоровне, была спрятана изысканная карета, а сам подарок носил название «Коронационное». В качестве сюрприза внутри было не какое-то вымышленное транспортное средство. Задумка автора состояла в том, чтобы воссоздать точную копию принадлежавшей еще императрице Екатерине Второй кареты — именно в ней ехали во время своей пышной коронационной процессии в 1896 году Николай II и Александра Федоровна.

Что касается наших дней, то традиция создания пасхальных яиц с фигурками внутри также возрождается современными творцами. Например, в 2017 году одна из известных ювелирных компаний выпустила пасхальную коллекцию украшений и сувениров. В нее вошли небольшие кулоны овальной формы на золотых цепочках и полюбившиеся коллекционерам сувенирные «крашанки» с сюрпризом. Кулоны отличаются тем, что они покрыты эмалью порядка двадцати разных оттенков. А вот яйца изготовлены из золота с инкрустацией камнями, такими как рубины, бриллианты, сапфиры и изумруды. Внутри них можно найти не менее драгоценные анималистические фигурки: медведь, созданный из агата с бриллиантами; заяц — из белого агата с ониксом; курочка, которая сидит в гнезде, изготовленном из золота с рубиновой инкрустацией.

Продолжает славную традицию создания пасхальных яиц и сам бренд Фаберже. Правда, сейчас его ювелиры отдают предпочтение изготовлению кулонов — с сюрпризами внутри или без них. К сожалению, фирменных бутиков прославленного ювелирного дома в России нет, но стоимость изделий настолько высока, что люди, которые могут себе позволить их покупку, смогут за ними приехать, скажем, во Францию или некоторые другие страны Европы.

Свечные фантазии

Относительно недорогим вариантом праздничного презента, наряду с хрустальными пасхальными яйцами, являются декоративные свечи в форме яиц. Сейчас такие сувениры все более набирают популярность, становясь в один ряд с традиционными пасхальными, как, например, расписанные хохломой деревянные яйца. Они могут быть абсолютно различных размеров и расцветок. В частности, очень элегантно смотрятся свечи, полностью выкрашенные в золотой. Правда, они к себе требуют особого отношения, так как не везде будут уместно смотреться. Поэтому изначально вспомните интерьер жилья человека, которому вы планируете их подарить, и прикиньте, подойдут ли они туда.

Гораздо проще найти место для пасхальных свечей, украшенных позолоченной аппликацией. Особенно хорошо такие варианты смотрятся на красном или белом фоне. Красиво будет выглядеть целая композиция из свечи и венка из вербных веточек на праздничном столе. А вот возле образов всевозможные креативные предметы интерьера, которыми по сути они и являются, лучше не ставить, так как там место лишь церковным и освященным свечкам.

Приятным подарком могут стать также свечи с ручной росписью. Такой презент украсит интерьер любого дома. Очень интересным и оригинальным сувениром являются свечи, сделанные в стиле Фаберже, которые при этом меняют свой цвет во время горения — так называемые радужные.

Также красиво выглядят многослойные резные свечи. Мастера создают их, поочередно окуная заготовку в воск или парафин различной расцветки. Когда все полностью затвердеет, тогда специальным резцом по поверхности вырезается глубокий узор, в котором будут видны все цветные слои.

Кроме того, если вы ходите сделать праздничный набор для родного человека, то к свече можно еще добавить специальную текстильную куклу, в которую прячут пасхальное яйцо. Это традиционная кукла, которая создается по типу мотанки — без использования иголки. Ее можно сделать самостоятельно по простым видео с мастер-классами или купить на любой творческой ярмарке, которые, как правило, проводятся накануне праздников.

При желании можно и самостоятельно изготовить пасхальные свечи, которыми затем украсить к Светлому Воскресенью свой дом. Делать их проще простого. Для этого понадобятся:

  • целая скорлупа нескольких яиц;
  • пчелиный воск или парафиновые свечи;
  • шерстяная нить для фитиля или готовый фитиль из свечи;
  • зубочистка;
  • миска.

Первым делом пчелиный воск или парафиновая свеча растапливается на водяной бане до жидкого состояния. Затем возьмите максимально целую яичную скорлупу (с острого конца должно быть не очень большое отверстие), промойте ее и высушите. Вощеную (пропитанную воском) нить или готовый фитиль из растопленной свечи наматываем на зубочистку, кладем ее на верхушку скорлупы, а фитиль опускаем внутрь ее. Заливаем воск или парафин, даем застыть. После этого лишний фитиль обрезается. При желании скорлупу можно счистить — тогда получится небольшая свечка в форме яйца. Очень интересно они будут смотреться на столе, если их поместить в пашотницы (специальные подставки для яиц в виде рюмок). Либо оставить как есть и разукрасить красками скорлупу. Те же, кто не хочет возиться с созданием свечек своими руками, может купить уже готовые. Они бывают как белыми, так и цветными.

Собственноручно изготовленными изделиями хорошо украсить праздничный стол. Можно также поставить отдельно широкую стеклянную вазу, налить воды и пустить в ней плавать зажженные маленькие свечи.

Потерянные и возвращенные сокровища истории

Старинные яйца

В различных музеях хранятся не только коллекции пасхальных яиц, сделанных из хрусталя и папье-маше. Есть и собрания этих сувениров из фарфора, ведь именно они держали пальму первенства по распространению в XIX веке. Например, очень интересная коллекция хранится в Российском государственном историческом музее. Она не слишком обширная — менее сотни предметов — зато особо значимая. Ценность экспонатов в том, что каждый из экземпляров связан с историей императорского дома Романовых. Имеющиеся в запасниках музея пасхальные яйца были созданы на славном Императорском фарфоровом заводе. Высота уникальных изделий не превышает 13 сантиметров.

Они не представлены в постоянной экспозиции. Если есть желание их увидеть, нужно следить за новостями музея ближе к Светлому Празднику — вероятно, будет сделана тематическая выставка. Кроме того, можно поинтересоваться информацией о коллекциях, принадлежащих аукционным домам в России. У них более обширные собрания, которые периодически выставляются на всеобщее обозрение.

Гораздо сложнее обстоит дело с легендарными работами ювелирного дома Фаберже. Поскольку вскоре после прихода к власти коммунисты «за ненадобностью» распродали огромное количество исторических и художественных шедевров, практически все созданные для царской фамилии драгоценные яйца Фаберже тем или иным путем оказались на Западе.

На сегодняшний день известно местонахождение 47 экземпляров (всего насчитывалось 54 изделия).

Музеи и коллекции Количество предметов
Санкт-Петербургский Музей Фаберже девять
Московская оружейная палата десять
Виргинский музей изящных искусств в Ричмонде, США пять
Нью Йоркский художественный музей Метрополитен три
Королевская коллекция Елизаветы II в Великобритании три
Швейцарский фонд Эдуара и Мориса Сандоз два
Вашингтонский Музей Хиллвуд два
Художественный музей Уолтерс в Балтиморе, США два
Кливлендский художественный музей два
собственность монакского князя Альбера один
частная коллекция А. Н. Иванова один
Московский Минералогический музей имени Ферсмана один
анонимные частные коллекции шесть экземпляров

Санкт-Петербургский музей Фаберже территориально находится во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Кроме непосредственно императорских пасхальных яиц там также можно посмотреть обширную коллекцию других ювелирных изделий, созданных домом Фаберже на рубеже XIX-XX веков. Но, конечно, именно пасхальные произведения мастеров считаются жемчужиной экспозиции. Особенно ценно, что в музей удалось вернуть из-за границы первое (с золотой курочкой внутри) и самое известное («Коронационное» — с маленькой каретой) пасхальные яйца, принадлежавшие императорам Александру III и Николаю II и их супругам.

Кроме того, там представлено шедевральное пасхальное яйцо из императорской коллекции «Лавровое дерево», презентованное Николаем II матери Марии Федоровне на Пасху в 1911 году. Также там выставлено яйцо «Ландыши», которое особо выделяла императрица Александра Федоровна. Не менее интересно яйцо «Ренессанс», что одновременно выполняло роль драгоценной шкатулки, а яйцо «Петушок» являлось еще и изысканными часами. Еще в коллекцию, которую удалось вернуть в Россию, вошли пасхальные яйца «Бутон розы», «Орден Святого Георгия» и «Пятнадцатилетие царствования».

Возрождение замечательной традиции одаривать родных и любимых значимыми сувенирами на православную Пасху — очень позитивная тенденция. Не столь важно, в какую стоимость обошелся презент, ведь современные мастера различных техник предлагают широкий ассортимент, который удовлетворит клиента с любым бюджетом. Скорее даже состоятельному человеку придется потратить несколько больше времени для поиска статусного декоративного пасхального яйца в аукционных домах и у частных ювелиров, чем тому, кто будет выбирать из хрустальных и деревянных образцов или тематических свечей. Правда, изделие из драгоценных металлов или утонченного фарфора с большей вероятностью может стать семейной реликвией, чем свеча.

Самое главное в пасхальном подарке — не ценник на нем, а те душевная теплота и любовь, с которыми этот знаковый презент будет преподнесен дарителем.

 

logo
Top