Главный образ Пасхи: икона Воскресение Христово

Каждому из церковных праздников, являющихся сосредоточием богослужебной жизни, посвящён определённый образ, воплощённый живописными средствами. Торжества, посвящённые особому воспоминанию библейских событий и почитаемых святых, имеют, как правило, только одну икону, отображающую и смысл события, и его духовное толкование. И только Пасха, занимающая центральное место в церковном календаре, имеет два священных изображения — Распятие и Воскресение.

Икона Воскресение Христово играет особую роль в своде религиозных иконографических канонов. Прежде всего, это иллюстрация основного догмата христианской веры. А так как предваряло Воскресение Христово сошествие во ад, это изображение имеет два неравнозначных наименования, объединённых духовно-логическим смыслом: икона Господа Воскресение Христово (Сошествие Во Ад).

Внешний вид иконы

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Иконография сюжета в историческом развитии

Наиболее известные древние образцы пасхальной иконографии (совокупности строгих правил изображения событий) — это мозаики, настенные росписи, миниатюры, относящиеся к византийскому периоду. Они обычно изображают событие, описанное в апокрифических (не вошедших в Библию) сочинениях: «Слове» учителя Церкви Евсевия Эмесского и Евангелии праведника Никодима. Согласно этим сочинениям, Христос спускался в ад после смерти, и воскресение Господне из мертвых произошло лишь тогда, когда была завершена Его миссия в преисподней.

Абсолютное большинство изображений византийского периода построено по следующим принципам.

  1. Фигура Иисуса является центральной, из неё исходят лучи, символизирующие божественное могущество и небесную славу.
  2. Крест в руках Спасителя обозначает трансформацию орудия казни в благословление Божие.
  3. Складки плаща Иисуса, похожие на крылья серафима, словно воспарили в воздухе.
  4. В зиянии чёрной бездны под стопами Христа просматривается очертания фигуры поверженного сатаны.
  5. Сам Господь словно парит над адской пропастью.
  6. Пересекающиеся плиты, на которых стоит Христос, олицетворяют сокрушённые врата ада.
  7. В основном фоне доминируют золотые, жёлтые, охристые тона как символ царского достоинства Христа и Его Божественной славы.
  8. Среди фигур людей, которых выводит Иисус из геенны, сделан акцент на персонификациях Адама и Евы, поднимающихся с колен.

На более поздних изображениях Христос окружён сияющим ореолом синего цвета разных оттенков, усеянным звездами по внешнему контуру. Персонажами сюжета могут быть и ангелы, держащие крест или орудия страстей, а также ветхозаветные пророки и цари. В преисподней изображаются херувимы, надевающие оковы на бесов.

При различиях художественных приёмов усматривается концептуальная общность: ни одна старинная икона Воскресение Христово не изображает посредством конкретного образа или действия. Сложность отображения этого великого события заключается в том, что Церковь регламентирует написание икон соответствием того, что изображено в сюжете, некоему описанному в Евангелии первоообразу. Описания Чуда Воскресения нет в трудах учеников-апостолов, а само событие невозможно представить умозрительно и передать его иконографически.

Воскресение Господне как конкретный образ отсутствует в искусстве, поэтому живописцы прибегают к опосредованному изображению, обращаясь к событиям, связующим сверхбытие и действительность. Именно по этой причине правильное, каноническое название иконы, объединяющее образ и символ — «Христово Воскресение. Сошествие Христа Спасителя во ад».

Икона Воскресения Христова в православии

Русские мастера-иконописцы, будучи восприемниками византийской школы, внесли в строгую и монументальную манеру письма свой подлинно национальный народный стиль. Эти изменения отразились и на типе пасхальных изображений. К 17 в. традиционная трактовка мотива схождения в ад существенно изменилась.

Икона Воскресение Христово, «Ανάστασις» («Анастасис»), которую Православная Церковь считает иконой Пасхи, не только имеет другое, отличное от западно-европейских изображений, настроение, проникнутое светом и радостью. Принципиально отличается сама иконография Воскресения Христова. Изображение Господа в белоснежных ризах, выходящего из погребальной пещеры или саркофага с откинутой крышкой, получило широкое распространение на Руси.

Причины любви православных к иконе вполне объяснимы:

  • изображено понятное, вполне земное событие;
  • сюжет более привычный и доступный для восприятия;
  • отсутствуют сложные для восприятия символические детали;
  • колористическое решение усиливает осознание того, что Пасха — это праздник торжества вечной жизни.

Поэтому нет никакого противоречия в том, что на центральном аналое (подставке для икон) в Светлое Христово Воскресение могут находиться отличающиеся по своему сюжету иконы: изображение Христа, выходящего из отворённой пещеры, и Спаситель, сокрушивший врата ада.

Крестный ход на Пасху также не обходится без этого образа: помимо запрестольного креста и образа Божьей Матери, хоругвей и свечей, обязательно несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Для домашней молитвы в дни празднования Пасхи икона должна находиться в иконостасе. Читать перед ней следует Воскресную песнь и молитву Святой Пасхе. Когда спрашивают, в чём помогает этот образ, ответ может быть только один: о чём бы ни просили Господа с искренней верой и чистыми помыслами, всё исполнится.

Главное же, в чём содержится чудодейственная помощь иконы — она не даёт человеку забыть, что для преображения души нужно открыть Христу своё сердце.

logo
Top